Мачиг Лабдрён о природе демонов нашего ума

Мачиг Лабдрён о природе демонов нашего ума

Мачиг Лабдрён о природе демонов нашего ума

Я расскажу о природе демонов. Демон в нашем представлении – это что-то большое, тёмное и страшное. При встрече с ним мы ругаемся, нас охватывает дрожь. Но на самом деле не существует никаких демонов.

Правда о них такова. Всё, что мешает достижению Просветления, является демоном. Даже любимые, заботливые родственники могут стать демонами, если они мешают практике.

Самый большой демон из всех – это вера в эго как в постоянный независимый принцип. Если не уничтожишь эту привязанность к эго, демоны будут мотать тебя вверх-вниз. Поэтому ты должен мудро и внимательно практиковать. Уничтожь этого демона веры в эго!

Сначала рассмотрим так называемых уловимых демонов. Глаз видит форму и цвет. Мы чувствуем влечение к тем цветоформам, которые считаем приятными, и отвращение к тем, которые кажутся неприятными. То же самое происходит, когда ухо слышит, нос ощущает запах, язык чувствует вкус, а тело осязает. Приятные объекты органов чувств привлекают, а неприятные – отталкивают. Всякое влечение и отвращение, которое охватывает тебя, – это демон!

Объекты, возбуждающие чувства любви и ненависти так, будто они реальны, и вся твоя одержимость чувственным восприятием – это вещи, которые вызывают страдание. Они ввергают всех существ в процесс бесконечного становления, неизбежно приносящий разочарования. Вот почему всё это – демоны. Они называются уловимыми, потому что их создаёт вера в то, что приятные и неприятные объекты чувственного восприятия являются чем-то конкретным и реальным. Все такие привязанности и одержимости, хороши они или плохи, являются демонами, – так уничтожь их!

К тому же, хотя цвета и формы есть, они нереальны. Они присутствуют, но в их структуре нет никакой постоянной сущности. Ты должен понять, что всякое приятие или отвержение какой-либо формы – нереально. Ты не можешь остановить появление форм, но можешь перестать судорожно цепляться за то, что появляется. Освобождаясь от пристрастного отношения к обычным явлениям, ты избавляешься от препятствий, которые вызваны формами и цветами. То же самое касается звуков, вкусов, запахов и осязательных впечатлений.

Мачиг Лабдрён о природе демонов нашего ума

Теперь я опишу неуловимых демонов и то, как они действуют.

Мы называем их неуловимыми, потому что они не воспринимаются органами чувств. Это всевозможные приятные и неприятные состояния самого ума. Такие состояния, как испуг или неудовольствие, мы называем демонами, а чистые переживания весёлости или возбуждения мы называем богами. Если ты погружается в какие-либо из них, ум становится эмоционально нестабильным. Эмоции не имеют материальной природы и не проявляются как реальные, конкретные объекты. Тем не менее, они могут вредить тебе, когда ты бегаешь туда-сюда, пытаясь к ним приспособиться, и потому являются демонами. А поскольку они непостоянны и неуловимы, они называются неуловимыми демонами.

В действительности ни добро, которое мы называем богами, ни зло, которое мы называем дьяволом, ни даже сам ум, который мечется между приятным и неприятным, никогда не существовали по-настоящему. Они – ничто, не имеют никакой основы.

Однако не следует подавлять свои эмоции. Какие бы переживания ни возникали, позитивные или негативные, не пытайся выбрасывать их из своего сознания. Не следует также вовлекаться в них и создавать какие-либо представления о них, чтобы не оказаться в плену у собственных концепций. Какие бы мысли или воспоминания ни возникали в твоём уме, просто позволь им быть.

Вся активность ума – это просто сияющая ясность великого пространства осознавания. Ум подобен большому океану, который никогда не меняется, хотя по его поверхности постоянно бродят волны. И потому, какие бы приятные или неприятные вещи ни появлялись, не пытайся возбуждать их, всё время размышляя над ними. Если ты просто оставишь их в покое, неуловимые демоны исчезнут сами собой.

Мачиг Лабдрён о природе демонов нашего ума

Теперь рассмотрим поведение демонов чувственных удовольствий. Некоторые состояния ума, такие как радость, изобилие, богаты позитивными качествами. Очарованные подобными переживаниями, обычные люди ищут их снова и снова. Иные, например, накапливают богатство и стремятся к популярности у публики, которая рассматривает лики божеств и бормочет магические формулы для укрощения злых духов, утоления болей и исцеления от недугов. Судорожно цепляются они за исключительные медитационные переживания, появляющиеся благодаря сверхчувственному восприятию, и за способность интерпретировать сны. Они развивают сияющую мощь тела, речи и ума, которая неизбежно привлекает богов, демонов и людей. Очарованные последователи осыпают их дарами: едой, богатствами и удовольствиями, служат им безгранично и поклоняются. Всё это неизбежно приводит к возникновению огромной гордости и высокомерия, которые закрывают путь к Освобождению. Поэтому такие состояния считаются демонами.

Мачиг Лабдрён о природе демонов нашего ума

Однако эти так называемые демоны чувственных удовольствий основаны исключительно на фиктивных проекциях ума. Вещи могут проявляться как угодно, но в действительности не существует ни субъекта, ни объекта, ни действия. Нет явлений, нет ума, нет никаких отношений между ними. В уме не возникают ни радость, ни счастье, нет также объектов, которым можно было бы приписать существование в абсолютном смысле. В них ни на волос нет ничего абсолютного!

Ты можешь заметить, что всё это подобно сновидению, так прими это в своём сердце. Только глупый ум вовлекается в подобные сну, мнимые качества. Преврати это в свой внутренний опыт и полностью освободишься от избыточного богатства, которое, по существу, – ничто, хотя ум его объективирует. Сохрани убежденность в существовании великой, неограниченной пустоты всего и полностью отдай себе отчёт в том, что все явления иллюзорны и подобны сну.

Мачиг Лабдрён о природе демонов нашего ума

Четвертая группа демонов – это демоны предметности. Корни всех остальных демонов сходятся в предметности, так что самое благоприятное, что можно сделать, – это отсечь их в момент возникновения.

Эта предметность также называется верой в эго. Вера в эго – это корень всякого зла и причина всех ошибок в жизни. Как только мы начинаем принимать за эго то, что не является эго, ум становится эмоционально нестабильным. Предметность означает, что всё возникающее, позитивное или негативное, признается реальным и становится объектом цепляния. Однако и объект (который оказался втянутым в область субъекта), и сам субъект (который втягивает объект в свою область), а также все виды бытия в этом мире явлений, все вещи внутри и снаружи, которые мы принимаем за “я” и “моё”, – всё это для людей с высшим пониманием является ничем.

Оставь всех этих демонов, мешающих достигнуть Освобождения, всякое цепляние за явления как за настоящие. Когда уже нет субъекта, который следует за переживанием, позитивным или негативным, и когда растворяются все фиктивные оценки, идеи и устремления, исчезает всё, что имело что-либо общее с постулатами ума.

Ты должен остановить бесконечные проявления эмоций и освободиться от внутренних и внешних привязанностей. Ты должен ясно распознать, что в действительности нет привязанности ни к чему вообще. Когда ты остановишь цепляние за явления как за нечто, обладающее собственным существованием, ты увидишь, что окончательная природа истины также не существует, как небо, пустое и открытое. Тогда ты уничтожишь демонов предметности, а вместе с ними всех демонов, возникших из эмоциональной нестабильности.

Говоря прямо, если эго реально, то демоны тоже существуют. Если эго не существует, то демонов тоже нет, а тогда для несуществующего эго не будет никаких препятствий. Страха не существует, и дрожи во всём теле не существует. Изначальное сознание свободно от всяких ограничений. Распространяя своё осознавание на всё, что можно познать, ты узнаешь вкус освобождения от четырёх демонов.

Это всё, что я хотела сказать.

источник www.oum.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *